Влияние трансграничной торговли на российский рынок e-commerce

Интернет-торговля на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики России. Последние 8 лет интернет-торговля растет в среднем на 30% ежегодно и по результатам 2016 года объем рынка составил 920 млрд рублей. Доля онлайн покупок в общем обороте розничной торговли РФ составляет около 3,3%; в непродовольственном секторе, без учета продаж бензина и автомобилей – 8,5%.

Развитие электронной коммерции повлекло за собой возникновение новых форм торговли. В частности, отсутствие границ между станами в глобальной сети Интернет позволяет осуществлять продажу товаров напрямую физическим лицам в РФ без регистрации юридического лица на территории РФ и постановки на налоговый учет, отправляя товары напрямую физическим лицам в международных почтовых отправлениях. Такая бизнес модель приобретает все большее распространение, характерна только для интернет-торговли и называется трансграничной торговлей (cross-border trade).

Трансграничная торговля регулируется Соглашением таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 в соответствии с которым все товарные поставки из-за рубежа декларируются как товары для личного пользования и не облагаются НДС и пошлинами, в случае если по стоимости не превышают 1000 евро или 31 кг веса в месяц на человека (99,5% приобретаемых за рубежом товаров не превышают этой нормы).

В связи с тем, что данный вид деятельности фактически не обременен фискальной нагрузкой, объем налогонеоблагаемой торговли за последние 6 лет вырос в 14,5 раз и по итогам 2016 года составил 301,8 млрд. руб.  Кроме того, доля рынка локальных интернет-ритейлеров за последний период снизилась с 92% (239,3 млрд руб.) в 2010 г. до 67% (616,4 млрд руб.) в 2016 г., а доля трансграничной торговли, напротив, выросла с 8% (20,7 млрд. руб.) в 2010 г. до 33% (303,6 млрд. руб.) в 2016 г. соответственно.

Наибольшему давлению со стороны офшорной торговли подвержены товарные категории, которые удобно доставлять в почтовых отправлениях. Более всего давление заметно в сегменте бытовой техники и электроники, куда входит потребительская электроника, телефоны и смартфоны, а также планшеты, ноутбуки, фототехника, мелкая бытовая техника и аксессуары (наушники, мышки, клавиатуры, флеш-память, чехлы и т.д.).

По итогам 2016 года, доля налогонеоблагаемой трансграничной торговли в этом сегменте составила 9,5% (96,7 млрд. руб.) от всего розничного оборота данной категории в РФ.

Кроме того, все большую популярность набирают трансграничные заказы и в других товарных категориях. Доля налогонеоблагаемой офшорной торговли в сегменте «Одежда» составила 5,8% (72,2 млрд. руб.), в сегменте «Обувь» – 4,5% (36,6 млрд. руб.) соответственно.

Подобная динамика во многом связана с отсутствием взвешенного регулирования в данной сфере и создает заведомо невыгодные конкурентные условия для локальных ритейлеров. Кроме того, наличие данных диспропорций стимулирует вывод деловой активности за рубеж. На сегодняшний день возможность использования механизма безналоговой торговли из офшорных зон привела к тому, что интернет-ритейлеры начали открывать трансграничные каналы продаж: регистрировать юридические лица в сопредельных странах за периметром ЕАЭС и реализовывать товары из-за рубежа напрямую физическим лицам в РФ, сокращая свои издержки на уплату ввозного НДС, пошлин, сертификацию и другие накладные расходы.

Данные проблемы стали предметом детального изучения представителей стран-членов G20 и ОЭСР. По результатам совместной работы международных рабочих групп был разработан «План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (план BEPS) и согласован 47 странами, в т.ч. и Российской стороной.  В 2016 году план поддержали еще 36 стран.

Указанный план предусматривает глобальное перераспределение налогов на добавленную стоимость между бюджетами различных государств для сохранения принципа справедливого налогообложения в сфере электронной коммерции. Поскольку в силу сложившихся пробелов в регулировании крупные мультинациональные компании получили возможность использовать преимущества офшорной налогонеоблагаемой торговли, наиболее эффективным решением, позволяющим выровнять условия ведения деятельности между зарубежными и локальными компаниями, является взимание НДС с каждой товарной поставки по месту формирования прибыли (месту потребления товара или услуги). Аналогичный подход планом BEPS рекомендовано применять и к услугам, оказываемым дистанционным способом, реализации электронного контента и т.п.

Вышеописанный подход по услугам уже с 2008 года применяется на территории всего Евросоюза и др. странах; одновременно по товарам и услугам уже реализован в Южной Корее, Новой Зеландии, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Нидерландах и ряде других стран. С 2017 года к рекомендациям BEPS присоединяются Австралия (по товарам и услугам) и Россия (только по электронным услугам, соответствующий законопроект 15.06.2016 прошел 3-е чтение в Госдуме РФ).

Презентация “Влияние трансграничной торговли на российский рынок e-commerce”

Поделитесь с друзьями и коллегами!