Денис Людковский: трансграничная торговля может занять до 60% российского рынка e- commerce в 2015 году

IMG_5489

Денис Людковский, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), выступил с докладом “Рынок e-commerce. Тренды и прогнозы на 2015 год” на пленарном заседании форума «Online Retail Russia 2014».
Денис отметил, что в настоящее время доля интернет-торговли в России составляет около 3% от общего объема ритейла, а к 2020 году она может достигнуть 10%. Прогнозируемый объем рынка по итогам 2014 года оценивается в 20 млрд. долларов.
Россия сейчас рынок No1 в Европе по количеству интернет-пользователей, число которых к началу 2015 года составит 73 млн. человек. В то же время, в нашей стране при проникновении Интернета в 50% пока только половина пользователей совершает покупки онлайн. В западных странах этот показатель значительно выше – например, в Европе и США при проникновении Интернета в 62-65% уже свыше 80% пользуются услугами e-commerce.
Средний чек, а также среднегодовые затраты покупателей в сети в России – самые низкие среди стран ЕС и, конечно, значительно ниже, чем в США. Людковский подчеркнул, что российский e–commerce будет расти как за счет увеличения числа покупателей и их среднего чека, так и среднегодовых затрат на покупки онлайн.
Рост рынка e-commerce будет происходить за счет регионов, что связано с ускоренным проникновением интернета в небольшие города и села (в Москве проникновение интернета 75%, в селах — 49%). Это вызовет рост там числа покупателей (сейчас 26% пользователей сети живут в крупных городах и образуют 40% покупателей онлайн). Немаловажную роль сыграет также оптимизация процессов доставки товаров покупателям из небольших городов и сел.
Особое место в структуре российского рынка e-commerce занимает трансграничная торговля, доля которой вырастет с 20% по итогам 2013 года до 30-35% к концу 2014 и составит порядка 7 млрд. долларов. В 2015 году этот сегмент будет составлять до 60% всего российского рынка e-commerce. АКИТ прогнозирует рост трансграничной торговли в России более чем на 100% ежегодно. Такая динамика связана с тем, что сейчас в России действуют самые высокие в мире нормативы для беспошлинного ввоза товаров, а также с произошедшей существенной оптимизацией логистических процессов из-за рубежа Почтой России (сократились как сроки доставки, так и количество потерь товаров). В настоящее время 70-80% всех поступающих в России покупок из-за рубежа приходится на Китай.
В текущей ситуации, по мнению АКИТ, необходимо провести комплекс мер для развития интернет-торговли и создания равных конкурентных условий для участников российского рынка интернет-торговли. Для развития рынка необходимо реализовывать совместные проекты с Почтой России и стимулировать предоплату заказов и безналичные платежи, доля которых должна стать доминирующей в интернет-торговле.
По защите российского e-commerce, в первую очередь, нужно привести нормы ввоза в РФ товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствие с международной практикой (установить норматив на уровне не более 150 евро). Также важно проработать возможность оплаты НДС зарубежными интернет-магазинами по месту образования прибыли, как это уже практикуется в Европе.

Скачать (PDF, 848KB)

Поделитесь с друзьями и коллегами!