АКИТ подвёл итоги 2016 года

Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом. Всего 84 млн человек ежемесячно посещают сеть. Вместе с тем, уровень проникновения интернета в России остается на уровне существенно более низком, чем в развитых странах – 70,4%. За прошедший год уровень проникновения интернета не вырос. Доля пользователей интернетом при помощи смартфонов выросла за год на 4,9 п.п. и составила 42,1% населения страны. Используют интернет на планшетах 19% населения.

Больше всего пользователей интернетом в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97%. Среди людей в возрасте от 30 до 54 лет – 82%. Среди людей старше 55 лет – лишь 28%. Во многом с низким показателем доли пользователей среди лиц старше 55 лет и связан низкий уровень проникновения интернета в России в целом и отсутствие роста.

Объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21% по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей. АКИТ прогнозирует, что в 2017 году объем рынка составит более 1,1 трлн рублей. Вместе с тем, рынок трансграничной торговли продолжает расти темпами, опережающими локальный рынок. Объем рынка трансграничной торговли в 2016 году вырос на 37% по сравнению с 2015 и составил 301,8 млрд рублей, что составляет 33% всего рынка интернет-торговли в России. Таким образом, доля трансграничной торговли выросла на 4 п.п. В 2017 году по прогнозам АКИТ объем трансграничной торговли превысит 400 млрд рублей. Количество входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами. В 2016 году их количество увеличилось на 102% (в то же время количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6%) и составило 233 млн отправлений. АКИТ предполагает, что в 2017 году количество входящий отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.

Почта России продолжает увеличивать свою долю в доставке на рынке интернет-торговли. По результатам 2016 года доля увеличилась на 11 п. п. и составила 62%.

Самыми популярными товарными категориями, как на локальном рынке, так и на трансграничном являются электроника и бытовая техника, Одежда и обувь. При этом на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 22%, в то время как на трансграничном – 36%. Также популярными категориями являются, товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары и другие.

Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Кроме того, объем интернет-торговли крупный в Красноярском крае, Свердловской области, Тюменской области, Самарской области, Ростовской области и др.

Регионами с самым высоким темпом роста трансграничной торговли в 2016 году по сравнению с 2015 стали: Республика Северная Осетия-Алания – 68,3%, Ивановская область – 65,5%, Республика Мордовия – 65,4%, Республика Тыва – 63,2% и другие. При этом в Москве трансграничная торговля выросла на 36%, а в Санкт-Петербурге на 37,7%.

По-прежнему больше всего товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае.

В целом более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% – не превышают по стоимости 150 евро.

Среди всех магазинов, торгующих в России наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей, зашедших на страницу магазина за Январь 2017) имеет Aliexpress – более 22 млн человек. На втором месте – Ozon.ru с аудиторией около 9 млн человек, далее идут Eldorado.ru, Dns-shop.ru, Mvideo.ru и другие.

Локальный рынок интернет-торговли Бытовой техникой и электроникой в 2016 году вырос на 17% и составил 208 млрд рублей. По прогнозам АКИТ в 2017 году объем рынка составит около 240 млрд рублей. Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 17,9%, что является высоким показателем по международным меркам. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются Компьютеры и ноутбуки – 28% и Телефоны и смартфоны – 22%. В 2016 году вновь есть тренд роста регионов более ускоренного, по сравнению с центральным, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности.

Презентация “ИТОГИ 2016”

Поделитесь с друзьями и коллегами!