Права покупателей защитят и в Интернете

Товарным интернет-агрегаторам, скорее всего, придётся нести ответственность за недостоверную информацию о продавцах и качестве предлагаемой ими продукции. Соответствующий законопроект Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству 25 мая рекомендовал принять в первом чтении.

 dc557

До административной ответственности дело пока не дошло

В 2016 году объём рынка онлайн-торговли составил 920 миллиардов рублей. По прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году этот показатель превысит 1,1 триллиона рублей. Однако законодательное регулирование отдельных сегментов этого рынка до сих пор оставляет желать лучшего. В частности, нерегламентированной остаётся работа так называемых товарных агрегаторов — интернет-ресурсов, которые не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но выступают непосредственными получателями денег от покупателей. Самые известные из них — это Яндекс.Маркет (21,2 миллиона пользователей), Price.ru (1,8 миллиона), Товары@Mail.Ru  (1,6 миллиона).

«Из-за отсутствия чёткой правовой регламентации их деятельности такие агрегаторы фактически оказываются вне законодательства о защите прав потребителей», — пояснил заместитель главы Роспотребнадзора Михаил Орлов.

В результате покупатель может запросто получить не тот товар, который заказывал, или не получить его вовсе. При этом онлайн-агрегатор не несёт никакой ответственности за предоставление даже заведомо ложных сведений о его продавце. Устранить эти проблемы призван разработанный Правительством законопроект.

В частности, документ обяжет товарные агрегаторы доводить до потребителей необходимую информацию о продукции и продавце и предусмотрит ответственность за убытки, причинённые вследствие размещения недостоверных сведений. «В случае нарушения обязанностей, установленных законом, агрегатор будет нести перед потребителем гражданско-правовую ответственность», –  сказал Михаил Орлов. Интернет-ресурс обяжут в десятидневный срок выплатить обманутому покупателю компенсацию.

 Орлов подчеркнул: пока что речь об административной ответственности для «проштрафившихся» агрегаторов не идёт. «Этот документ разрабатывался в течение двух лет, — рассказал он. — И в первоначальной редакции положение об административной ответственности в нём действительно содержалось, предложенные меры предусматривали приостановление деятельности таких сайтов». Однако  позже с этим решено было не торопиться. Вернуться к этому вопросу в Роспотребнадзоре могут после того, как закон вступит в силу и появятся первые результаты правоприменительной практики.  «Возможно, после этого будут подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях», — пояснил Михаил Орлов.

Как обезопасить агрегатор от покупателя

С тем что подобный закон отрасли необходим, члены Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству согласились. Тем не менее у депутатов был и ряд замечаний к документу. Так, по мнению депутата Владимира Сысоева (ЛДПР), в данном случае  одной лишь гражданско-правовой ответственности недостаточно и разработчикам законопроекта всё же стоит ввести для нарушителей административную или даже уголовную ответственность.

Его коллегу Владимира Евланова беспокоит тот факт, что положениями закона могут воспользоваться недобросовестные покупатели, попытающиеся получить компенсацию как с продавца товара, так и с товарного агрегатора. Впрочем, об этом авторы законопроекта намерены позаботиться и предписать, что потребитель должен будет предоставить онлайн-агрегатору доказательство того, что продавец товара отказался вернуть ему денежные средства.

Напомним, ранее глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин указал на то, что в данном случае необходимо учесть интересы всех игроков этого рынка — закон не должен лишь частично регулировать систему, он должен содержать и фундаментальные принципы взаимодействия, и учитывать технологические принципы работы интернет-сервисов.

Ко второму чтению документа в него могут быть внесены важные поправки. В частности, бизнес возражает против пункта, устанавливающего срок в десять дней для выплат компенсации покупателю.  Такой период игроки рынка считают слишком коротким для переговоров с непосредственными продавцами  и осуществления банковских операций по возврату средств.

Источник:

https://www.pnp.ru/economics/prava-pokupateley-zashhityat-i-v-internete.html

Поделитесь с друзьями и коллегами!