XI Международная конференция “Предприниматель и потребитель – шаги навстречу”

zashhita_prav_potrebitelejВ Москве в рамках программы «Инициатива по защите и обучению потребителей» (Consumer Education and Protection Initiative (CEPI)) состоялась
XI Международная конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», организованная Ассоциацией прямых продаж (АПП) и Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).

Серьезное место в программе конференции и проведенного в Государственной думе при поддержке фракции “Справедливая Россия” круглого стола заняла тема защиты прав потребителей, осуществляющих покупки через интернет.

Председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Александр Логунов представил свой доклад о специфике защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли, в котором рассказал о предпринимаемых шагах по саморегулированию отрасли, а также подчеркнул необходимость развития добровольных стандартов качества обслуживания потребителей, в рамках которых члены АКИТ принимают на себя расширенные обязательства перед онлайн покупателями. Также особое место в докладе было уделено проблемам защиты прав отечественных потребителей, покупающих товары в зарубежных интернет-магазинах.

Иностранные игроки в настоящее время не соблюдают требования действующих норм Закона о защите прав потребителей и Правил дистанционной торговли. Как правило, продажи осуществляются через интернет-площадку посредника – агрегатора, объединяющего множество продавцов и производителей. Они не предъявляют к продавцам и производителям товаров сколь-нибудь существенных требований в части предоставления необходимых сведений о товаре, безопасности продукции, сервисного обслуживания потребителей, прозрачности финансовой деятельности. При продаже товаров с помощью сервисов агрегатора исчезает необходимость соблюдать механизм проверки продукции на соответствие обязательным требованиям российского законодательства о техническом регулировании, которое защищает покупателей от приобретения некачественной и небезопасной продукции. Также в трансграничной торговле фактически отсутствуют реальные действенные механизмы возврата покупателем не подошедшего или некачественного товара. Во всех конфликтных случаях агрегатор сообщает о необходимости составлять заявку, открывать некие споры, зачастую исключительно на английском языке, и предлагает длительные сроки разрешения ситуации.

Позиция о необходимости усиления защиты покупателей от некачественного и небезопасного товара была всецело поддержана представителями Роспотребнадзора, международных и российских обществ по защите прав потребителей. В рамках обсуждения 15 региональных обществ по защите прав потребителей представили статистику обращений граждан за первое полугодие 2015 года, в числе которых множество жалоб на зарубежные интернет-магазины.

Председатель правления Международной конфедерации обществ по защите прав потребителей Дмитрий Янин выразил поддержку инициативе развития Знак качества, которым АКИТ наделяет магазины, прошедшие проверку на соответствие установленным в Ассоциации стандартам. По словам Дмитрия, такой знак отличия позволяет потребителю сразу определить добросовестность продавца и не боятся совершить покупку.

Участие в конференции также приняли президент АПП, исполнительный директор компании «Мэри Кэй» Тамара Шокарева, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, заместитель директора по правовым вопросам «Яндекс» Сергей Кучушев, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ и исполнительный директор Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж Тамуна Габилая.

Поделитесь с друзьями и коллегами!