На сегодняшний в сети Интернет все большее распространение набирает трансграничная или офшорная (безналоговая) торговля (доставка товаров из зарубежных интернет-магазинов в почтовых отправлениях напрямую физическим лицам на территории РФ), маржинальность которой выше локальной онлайн торговли в среднем на 30% за счет отсутствия фискальной нагрузки и прочих накладных расходов.

Трансграничная торговля регулируется Соглашением таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 в соответствии с которым все товарные поставки из-за рубежа декларируются как товары для личного пользования и не облагаются НДС и пошлинами, в случае если по стоимости не превышают 1000 евро или 31 кг веса в месяц на человека (99,5% приобретаемых за рубежом товаров не превышают этой нормы).

Объем трансграничной торговли за последние 5 лет вырос в 10 раз и по итогам 2015 года составил 219 млрд. руб. Кроме того, доля рынка локальных интернет-ритейлеров за последний период снизилась с 92% (239,3 млрд руб.) в 2010 г. до 71% (541 млрд руб.) в 2015 г., а доля трансграничной торговли, напротив, выросла с 8% (20,7 млрд. руб.) в 2010 г. до 29% (219 млрд. руб.) в 2015 г. соответственно. По результатам 2016 года эксперты ожидают, что доля трансграничной торговли достигнет значения в 35% (320 млрд. рублей).

Наибольшему давлению со стороны офшорной торговли подвержены товарные категории, которые удобно доставлять в почтовых отправлениях. Более всего давление заметно в сегменте малой бытовой техники и электроники, куда входит потребительская электроника, телефоны и смартфоны, а также планшеты, ноутбуки, фототехника, мелкая бытовая техника и аксессуары (наушники, мышки, клавиатуры, флеш-память, чехлы и т.д.), за исключением крупной бытовой техники.

По итогам 2015 года, доля налогонеоблагаемой торговли в этом сегменте составила 9% (70,9 млрд. руб.) от всего розничного оборота данной категории в РФ (796 млрд. руб.). Доля офшорной торговли в сегменте «Одежда» составила 4,2% (51,2 млрд. руб.), в сегменте «Обувь» – 3,2% (25,5 млрд. руб.).

По сути, крупные мультинациональные компании получили доступ на международные рынки фактически без каких-либо фискальных обременений.

В отсутствие взвешенного регулирования в данной сфере дисбаланс на рынке будет только усиливаться. Динамика такова, что за 1 полугодие 2016 года в Россию уже ввезено 103 млн почтовых отправлений. Для сравнения, за весь 2015 год этот объем составил 135 млн входящих посылок.

Данные проблемы оказались характерными для всех развитых стран мира и получили детальное описание в «Плане по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (плане BEPS), согласованном в 2015 году главами государств G20 и ОЭСР, в т.ч. и российской стороной.

Для установления равных конкурентных условий на рынке интернет-торговли и сохранения принципов справедливого налогообложения, планом предусматривается взимание НДС с каждой товарной поставки по месту формирования прибыли (месту потребления товара или услуги). На сегодняшний день уже приняты соответствующие нормативные акты в Южной Корее, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Австралии и ряде других стран.

АКИТ выступает за скорейшую реализацию рекомендаций плана BEPS на территории Российской Федерации. На сегодняшний день уже приняты соответствующие нормативные акты в Великобритании, Австралии, аналогичное регулирование обсуждается в Южной Корее, Новой Зеландии, Франции, Германии, Нидерландах и ряде других стран. Уплата НДС зарубежными компаниями позволит государству получить до 300 млрд. рублей за первые три года реализации механизма.

 

Поделитесь с друзьями и коллегами!