Роспотребнадзор: Советы потребителям в преддверии распродажи «Настоящая Черная Пятница»

В связи с появившейся в электронных СМИ информации о всероссийской онлайн-распродаже «Настоящая Черная Пятница», которая будет проходить 24 и 25 ноября 2016 г. с участием более 300 интернет-магазинов (по данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ)), обращаем внимание на нижеследующее.

Как выбрать добросовестный интернет-магазин?

Интернет-магазин должен соблюдать требования, установленные законодательством о защите прав потребителей, в том числе Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.

Согласно установленным требованиям, продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров – на русском языке):

– наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

– сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

– цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);

– сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

–  правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

– сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

– место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;

– сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

– сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

– информация о порядке и сроках возврата товара потребителем;

– информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Надежность продавца также можно проверить по отзывам на специализированных ресурсах и форумах. Стоимость товара без учета скидки должна быть соотносимой со среднерыночным уровнем цен.

Официальным ресурсом акции АКИТ является realblackfriday.ru.

Доверяй, но проверяй

При получении товара обязательно проверяйте его работоспособность, комплектацию и внешний вид. Это поможет избежать множества проблем. Если Вы отказались от проверки товара при покупке, а спустя некоторое время обнаружили повреждения, доказать, что Вы получили товар в поврежденном виде или в неполной комплектации, будет непросто.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (см. пункт 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 19 января 1998  № 55).

Если между интернет-магазином и потребителем все же возник спор в отношении причины возникновения дефекта товара, то продавец может провести экспертизу товара за свой счет (в течение гарантийного срока, установленного на товар). То есть именно продавец, а не покупатель, должен отвозить товар на экспертизу и оплачивать ее. Провести экспертизу и принять решение об отказе или возврате денег продавец должен в десятидневный срок. Если продавец затягивает проверку, то вы вправе потребовать с него неустойку в размере 1% за каждый просроченный день. Если экспертиза установила, что дефекты и недостатки возникли не по вине продавца или изготовителя, то покупатель обязан компенсировать продавцу все затраты на проведение экспертизы, доставки и хранения товара. Покупатель имеет право присутствовать при проведении экспертизы и опротестовать ее результаты в судебном порядке (см. статью 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Доверяйте профессионалам

Многие сложные и крупногабаритные товары требуют специальных навыков при транспортировке, для настройки и подключения. Чтобы остаться довольным такой покупкой, следуйте простым рекомендациям.

1. Если Вы на 100% не уверены в своих силах, доставку крупногабаритных товаров, а также настройку и подключение стиральных машин, сантехники и других непростых товаров имеет смысл заказать у продавца.

Часто экономия на доставке и установке оборачивается повреждением оборудования при самостоятельной транспортировке или неправильном подключении. Если же эти услуги заказаны у продавца, он отвечает за сохранность товара вплоть до введения его в эксплуатацию.

2. По этой же причине при покупке сложной электроники (если это  предусмотрено технической документацией на товар) стоит заказать пакет первоначальных настроек и обучения. Если в ходе настройки будут выявлены производственные недостатки, вы сможете быстро вернуть или обменять товар.

Возврат товара

Законом установлены разные условия и порядок возврата исправных товаров (товаров надлежащего качества) и товаров, которые вышли из строя и имеют недостатки (товары ненадлежащего качества).

Покупатель имеет право отказаться от товара надлежащего качества без объяснения причин в любой момент до получения товара и в течение 7 дней с момента получения товара. Если на сайте интернет-магазина не размещена информация о порядке и сроках возврата товара, то покупатель имеет право вернуть товар в течение 3 месяцев.
Вернуть товар можно только при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. если товар не был в употреблении и на нем (а не на его упаковке) сохранены все бирки и ярлыки (сохранение внешнего вида товара);
  2. если товар сохранил свои потребительские свойства;
  3. если у вас сохранились документы, подтверждающие факт покупки (кассовый чек, товарная накладная, акт приема-передачи).

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар изготовлен по заказу и обладает индивидуальными потребительскими свойствами. Например, нельзя вернуть сшитую на заказ одежду или ювелирное украшение, изготовленное по размерам и вкусу покупателя.

Если все эти условия соблюдены и товар возвращен, продавец должен вернуть покупателю денежные средства не позднее 10 дней с момента получения соответствующего требования. Все расходы, связанные с возвратом товара надлежащего качества продавцу, несет потребитель. Например, продавец может потребовать оплатить обратную доставку товара. Каких-либо компенсаций законодатель не установил.

Если покупатель возвращает товар ненадлежащего качества, то он может потребовать на выбор:

— замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Вернуть интернет-магазину товар ненадлежащего качества можно в течение гарантийного срока или течение двух лет, если на товар не установлен гарантийный срок.

Обращаем внимание, что товары, купленные на распродаже, юридически ничем не отличаются от других товаров. На них точно также распространяется гарантия (гарантийный срок), право на возврат либо  обмен.

Действия в случае конфликта

В случае возникновения конфликтных ситуаций для получения консультаций о правильном порядке действий потребитель может обратиться на телефоны «горячей линии» или в общественные приемные территориальных органов Роспотребнадзора, консультационные центры (пункты) для потребителей,  а также в общественные объединения потребителей.

Кроме того, в случае возникновения конфликтных ситуаций с компаниями-членами АКИТ для скорейшего разрешения спора и получения консультаций можно обратиться в Ассоциацию компаний Интернет-торговли, по форме обратной связи на сайте http://www.akit.ru/claims/, по адресу электронной почты claims@akit.ru или по телефону горячей линии для потребителей 8 800 555 11 56.

Источник: государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор.

Поделитесь с друзьями и коллегами!