Интернет-торговле могут запретить наём самозанятых
Эти идеи внесены в законопроект, разрабатываемый Минпромторгом
2 августа 2024
Минпромторг предложит приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им наём на работу самозанятых. Это следует из законопроекта, регулирующего работу маркетплейсов, разработанного Минпромторгом (документ есть у «Ведомостей»). Представитель Минпромторга подтвердил, что указанные инициативы обсуждаются, однако не уточнил, когда планируется внесение документа в Госдуму или обсуждение его с профильными комитетами.
Представитель ведомства рассказал «Ведомостям», что работа над «комплексной редакцией» законопроекта еще ведется – вместе с депутатами и сенаторами. «Полагаем, что такое регулирование в первую очередь позволит упорядочить взаимоотношения марктеплейсов и их контрагентов: разрабатываемые нормы внесут больше ясности и прозрачности в их работу. Кроме того, они обеспечат контроль за оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции на маркетплейсах», – резюмировал представитель Минпромторга.
Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле и соавтор другого законопроекта № 568223-8 о маркетплейсах Владимир Гутенёв («Единая Россия») рассказал «Ведомостям», что вместе со своим соавтором, главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым (представляет Петербург), участвовал и в подготовке документа Минпромторга.
Законопроект предлагает внести правки в закон о торговле (381-ФЗ) и закон «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 1992 г.). Маркетплейсы в поправках Минпромторга определяются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг», а пункты выдачи заказов (ПВЗ) признаются торговыми объектами. Из этой формулировки следует, что маркетплейсы станут торговыми сетями, так как, согласно формулировкам действующего законодательства, торговой сетью считается «совокупность двух и более торговых объектов» под одним брендом.
Другое значимое изменение в 381-ФЗ вводит запрет владельцам «цифровой торговой площадки» привлекать самозанятых «к трудовой деятельности и выполнению работ (оказанию услуг)». Также маркетплейсы должны будут «принимать меры», чтобы самозанятые не могли торговать на площадке, если статус самозанятых они носят безосновательно. Например, самозанятыми не могут быть предприниматели, которые перепродают товары, а не производят их сами.
Кроме того, законопроект Минпромторга снимает запрет на использование агентской схемы (реализация товаров с учётом комиссии, но без выкупа у поставщика. – «Ведомости») при продаже продовольственных товаров на маркетплейсах. Также площадки должны будут размещать на сайте полную информацию об условиях договоров с продавцами и владельцами ПВЗ, предоставлять по их запросу ранее действовавшие редакции договоров, а также хранить все версии договоров и информацию о взаиморасчетах за последние три года в личном кабинете партнера.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов подтвердил, что работа над законопроектом продолжается. «Концептуально мы поддерживаем инициативу Минпромторга России, документ действительно может получиться взвешенным. Министерство с отраслью находятся в постоянном открытом диалоге по ряду важных вопросов«, – добавил он.
Собеседник «Ведомостей» в одном из маркетплейсов пояснил, что чаще всего самозанятые привлекаются маркетплейсами к подработке в логистике, например, для разгрузки поставок или в качестве водителей грузов. В случае принятия такого запрета может возникнуть вопрос, где найти столько свободных рук, готовых работать на таких вакансиях по трудовому договору, отмечает советник «МЭФ Legal» Оксана Павлухина.
Авторы законопроекта хотят исключить схему, при которой маркетплейсы вынуждают сотрудников оформлять самозанятость или вместо сотрудников в штат заключать договоры с самозанятыми, так как самозанятые не платят соцвзносов и имеют пониженную налоговую ставку в 6%, считает ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко. «Впрочем, уже есть механизмы проверки, работают ли сотрудники в штате. Самозанятые же будут ограничены в доступе к маркетплейсам как к источнику дохода. В целом в условиях кадрового дефицита идея любых дополнительных ограничений в найме и сотрудничестве с самозанятыми кажется непродуктивной», – добавляет он.
За последний год в Госдуму были внесены два законопроекта, регулирующих работу маркетплейсов. Первый разработала группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым, Михаилом Делягиным, Артемом Кирьяновым и Дмитрием Гусевым и др. Он запрещал владельцам маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов и ПВЗ и ограничивал продажу собственных продуктов площадок в случаях, если похожие товары уже есть в продаже. Документ был внесен в Госдуму в сентябре 2023 г.
Второй вариант законопроекта предложили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенёв. В подготовленном ими документе маркетплейсы названы «агрегаторами информации о товарах». Он был внесен в Госдуму в начале марта 2024 г. Оба законопроекта не были рассмотрены даже в первом чтении.
Подробнее Ведомости
Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ