Интернет-торговля в Росси достигла 6,2 трлн рублей

В большинстве регионов рост превышает общероссийские показатели

18 ноября 2024

Ассоциация компаний интернет-торговли подвела итоги рынка электронной коммерции за девять месяцев года: большую часть продаж в интернете генерируют регионы страны – в отличие от прошлых лет, сейчас на их долю приходится более 76% в общем объёме онлайн-продаж.

Объём интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом 97% от общего объема – это покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%.

Доля онлайн-торговли в общем обороте розничных продаж в целом по России по итогам 9 месяцев составила 15,4%. Этот показатель в разных товарных категориях неодинаковый: в непродовольственной рознице на онлайн приходится 24,3% от общего оборота, а в продовольственном сегменте через интернет реализуется только 5,4% от общего объёма продаж.

В ряде регионов доля онлайн-торговли намного превышает средний российский показатель – там товары в интернете покупают чаще. Так, на Чукотке на онлайн-канал приходится 38% от общей розницы, В Магаданской области – 24,4%, на Алтае – 23,3%. Больше 22% доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж в Карачаево-Черкессии, на Камчатке, в Мурманской и Калужской областях и в Тыве. Больше 18% в рознице у интернет-торговли в Вологодской и Владимирской областях, Ямало-ненецком автономном округе и в Карелии.

Динамика роста, также превышающая общероссийские показатели, отмечалась с января по сентябрь практически во всех федеральных округах, кроме Центрального. Из регионов, наибольший рост онлайн-продаж, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, зафиксирован в Чечне – 90,5%, на 82% выросли показатели на Чукотке.  Рост интернет-торговли на 70%-60% произошел на Алтае, в Саха (Якутии), Еврейском автономном округе, Дагестане, Бурятии, на Камчатке, в Калининграде, на Сахалине и в Башкортостане.

Президент АКИТ Артем Соколов: «Уже очевидно, что дальнейший рост интернет-торговли будет обеспечиваться за счёт еще большего проникновения в регионы. Сейчас большинство городов-миллионников «завоёваны» всеми видами игроков, поэтому бизнес сконцентрировался на развитии региональной инфраструктуры. Так, маркетплейсы активно строят и открывают распределительные центры и фулфилмент-центры, региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре, традиционная торговля запускает свою доставку из магазинов и собственных РЦ и дарксторов. В целом такая активность обеспечивает жителям всей России доступ к широчайшему ассортименту товаров, стимулирует экономическую активность локального бизнеса, перестраивая его на цифровые рельсы».

В топ-5 популярных товаров (лидеров по объёму продаж) впервые вошли автозапчасти и автоаксессуары – эта категория с начала года показывала динамичный рост продаж всех регионах. В итоге рейтинг выглядит так: на первом месте по сумме покупок – продукты питания – 16,7% в общем объёме интернет-торговли. На долю товаров для дома и мебель, а также цифровую и бытовую технику приходится по 14,6%, на одежду и обувь – 13,5%, на автозапчасти и автоаксессуары – 7,1%. Доля товаров для красоты и здоровья, которые впервые с 2020 года сместились на шестую строчку, составила 6,4%.

Наиболее высокая динамика роста продаж с января по сентябрь в категории аптеки – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объёмы увеличились на 170%; на 135% выросли покупки автозапчастей и автоаксессуаров; на 124% – товаров для творчества. Рост в категориях инструменты и одежда и обувь составил 110%, и 100% в ювелирных изделиях.

Источник АКИТ

Фото: Виталий Сова / Фотобанк Лори

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ