Маркетплейсам предложили особое партнёрство с торговыми центрами

12 февраля 2025

Отраслевая организация «Союз Торговых Центров: Россия, Беларусь, Казахстан» (СТЦ) предложила крупнейшим российским маркетплейсам стать стратегическими партнёрами. Онлайн-площадкам предложили открывать ПВЗ по сниженной арендной ставке, проводить совместные рекламные акции и делиться аналитикой. Но взамен особого партнёрства СТЦ просят ограничить доставки опредёленных категорий товаров через такие ПВЗ в радиусе 5 км от торгового центра. Последнее может стать проблемой в первую очередь для клиентов маркетплейсов, предупреждают владельцы ПВЗ, опрошенные Forbes

В распоряжении Forbes оказались письма, подготовленные отраслевой организацией «Союз Торговых Центров: Россия, Беларусь, Казахстан» (СТЦ, объединяет представителей отрасли, работающих в более чем 800 торговых центрах) и адресованные главам крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», AliExpress Россия, «Магнит Маркет» и Lamoda. Речь в них идёт о налаживании «продуктивного диалога, направленного на формирование стратегического партнерства между торговыми центрами и маркетплейсами». Автор обращений и подписант, вице-президент СТЦ Павел Люлин, подтвердил Forbes их подлинность. Факт получения писем подтвердили Wildberries, Ozon и «Магнит Маркет».

В письмах СТЦ предлагает маркетплейсам создать особые зоны выдачи онлайн-заказов (фирменных ПВЗ) в торговых центрах по сниженной арендной ставке. «Мера будет способствовать увеличению трафика в ТЦ и обеспечит маркетплейсу удобные точки выдачи заказов», — говорится в письме СТЦ. Также предлагается осуществлять доставку аутентичных брендовых товаров через фирменные магазины в ТЦ, что поможет обеспечивать контроль подлинности, повысит доверие покупателей и усилит репутацию маркетплейса, считают в СТЦ.

В рамках сотрудничества торговые центры и маркетплейсы смогут проводить совместные рекламные кампании, мероприятия, акции и распродажи, презентации новых коллекций или брендов, привлекая клиентов как в офлайн, так и в онлайн-пространстве. Партнёры смогут объединить свои программы лояльности и делиться аналитическими данными. «Интеграция онлайн и офлайн каналов продаж, например, возможность заказать товар на маркетплейсе с примеркой и оплатой в магазине ТЦ обеспечивает бесшовный покупательский опыт и увеличивает удовлетворенность клиентов», — поясняют авторы писем.

В письмах указано лишь одно ограничение, оно касается доставки дорогостоящих товаров, крупногабаритных, требующих специальных условий хранения или перевозки, а также проверки или настройки при получении. «Если ближайший ПВЗ находится в радиусе 5 км в торговом центре, доставка [таких товаров] осуществляется только через него, что увеличивает посещаемость ТЦ и обеспечивает маркетплейсу надёжную инфраструктуру для выдачи заказов», — говорится в письмах.

«На наш взгляд, онлайн- и офлайн-каналы продаж имеют равное значения для отрасли торговли, более того, есть возможности не только для конкуренции, но и для сотрудничества, — поясняет данную инициативу Forbes вице-президент СТЦ Павел Люлин. — При условии баланса экономических интересов всех участников рынка от этого сотрудничества может выиграть как индустрия в целом, так и покупатели». По его словам, если над вопросом уравнивания положения торговых центров, ритейла и маркетплейсов СТЦ работает давно (написаны десятки писем, позиция доведена до нескольких министерств, предложены тезисы к законопроекту о регулировании), то задача синергии работы маркетплейсов и торговых центров проработана слабо.

Владельцы ПВЗ в успехе такого союза сомневаются. «ПВЗ — это «домашняя» история, формат, который популярен у тех, кто идет с работы или в магазин, у мам с колясками, — рассуждает владелец около 300 пунктов в России Павел Чатулов. — Сомневаюсь, что клиенты выберут ПВЗ в торговом центре вне своего привычного маршрута». Он категорически не согласен с ограничениями на размещение ПВЗ в 5 км от ТЦ. «В России есть небольшие города с торговым центром в центре города, следовательно, коллеги предлагают сделать эти ТРЦ монополистами в масштабах целого населённого пункта, — подчеркивает Чатулов. — Это искусственно ограничивает выбор для покупателей и лишает ПВЗ возможности конкурировать. Для маркетплейсов это тоже удар — они либо столкнутся с дополнительными затратами на доставку товаров в ТРЦ, либо потеряют клиентов, которым неудобно менять привычные маршруты. Фактически эта инициатива не только ущемляет малый бизнес, но и создает искусственные препятствия для развития e-commerce, снижая доступность онлайн-покупок для жителей малых городов и окраин».

 

Источник Форбс

Фото: lana1501 / Фотобанк Лори

 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ