Новые правила поставят Петербург на грань коллапса доставки
Ассоциации предупреждают: стоимость услуг может вырасти в 2 раза, а бизнес понесёт многомиллионные убытки
11 июня 2025
Проект постановления губернатора Санкт-Петербурга, согласно которому вводится запрет на привлечение иностранных граждан с патентами к работе курьерами и таксистами, а также жёсткие технические требования к сервисам доставки с 1 июля 2025 года, спровоцирует рост стоимости доставки вдвое. Об этом в беседе с «Логирусом» заявил президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков.
– На данный момент доля иностранцев в сфере доставки в Санкт-Петербурге составляет около 20%. Планируемые ограничения не только приведут к увеличению стоимости и сроков доставки для конечных потребителей, но и спровоцируют рост вознаграждений для курьеров в городе, который, по нашим оценкам, может составить 20% и выше, – добавил эксперт.
По словам президента АКИТ Артёма Соколова, последние несколько лет вся отрасль торговли находится в условиях дефицита рабочей силы, и прежде всего линейного персонала, сотрудников складов и курьеров. Поэтому предлагаемые ограничения ещё больше заострят проблему кадрового голода для бизнеса в целом и для агрегаторов доставки в частности.
– В условиях нехватки сотрудников, стоимость услуги вырастет – некоторые игроки рынка предполагают, что цена доставки может увеличится более чем в два раза. Очевидно, что увеличение стоимости доставки для граждан будет очень чувствительной, – отметил Артём Соколов.
Запрет на работу иностранцев с патентами в Санкт-Петербурге отрицательно скажется на качестве и доступности услуг по доставке продуктов и товаров для жителей города, уверены оба эксперта. Кроме того, пострадает малый и средний бизнес, который использует услуги доставки.
– Ограничения, предлагаемые в проекте постановления, создадут дополнительный серьёзный барьер для курьеров, желающих войти на рынок. Ограничение может привести к существенной разбалансировке локального рынка доставки, перебоям в работе сервисов, возможному ухудшению качества клиентского сервиса из-за проблем с логистикой и увеличением расходов на доставку, – объяснил Александр Митюков.
Кроме того, подобные ограничения, по данным АКИТ, действуют уже в порядка 40 регионах страны. Но, по словам Артёма Соколова, положительного эффекта от их введения нет.
– Следствием незапланированных региональных ограничений становится невозможность прогнозировать работу с иностранными гражданами, которая накладывает на компании дополнительные издержки, а также приводит к сбоям их бизнес-процессов, – отметил президент АКИТ.
При этом, Артём Соколов называет некорректным сравнение нововведений по работе с мигрантами в мегаполисах и регионах. В Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с любым отдельным субъектом в разы больший объём интернет-торговли, а значит и последствия будут масштабнее, уверен эксперт.
С другой стороны, ассоциации поддерживают отдельные инициативы по безопасности, включая реестры курьеров и передачу геоданных, но настаивают на пересмотре спорных пунктов.
– Указанный срок внедрения положений постановления бизнесом – 3 месяца – нереалистичен для применения абсолютно новых для рынка требований, – заявил Артём Соколов.
По словам президента АКИТ, с точки зрения сроков введения регулирования курьерских служб, примером можно назвать Москву. Так, с 1 мая 2025 года в столице окончательно вступил в силу приказ Дептранса, содержащий стандарты для транспорта и внешнего вида доставщиков. Эти требования были разработаны ещё в апреле 2024 года в непрерывном открытом диалоге с бизнесом, а изменения вводились поэтапно, чтобы у компаний было время на адаптацию и подготовку к реализации новых требований.
– Важно обратить внимание на то, что данный документ предполагает не только регулирующие меры к сервисам доставки, но и определённые обязательства городских властей: создание самой современной IT-инфраструктуры, активное размещение в городе систем фото- и видеофиксации, формирование велоинфраструктуры и многое другое. Что касается возможных издержек сервисов доставки, курьерских компаний в рамках исполнения будущих требований, то речь о сотнях миллионов рублей на одну компанию. Это большие расходы. Поэтому Ассоциация уже направила свои замечания по поводу этой инициативы городским властям и надеется на взвешенное решение, – резюмировал Александр Митюков.
Подробнее Логирус
Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ