Сетевые эффекты антимонопольного законодательства

Госдума отложила рассмотрение нововведений, регулирующих цифровой рынок

19 октября 2022

Пра­витель­ство раз­ра­бота­ло ряд но­вов­ве­дений, ре­гули­рую­щих в час­ти ан­ти­моно­поль­но­го за­коно­датель­ства циф­ро­вой ры­нок. Иг­ро­ки рын­ка счи­тают, что те­кущая вер­сия за­коноп­роек­та не поз­во­лит дос­тичь заяв­ленных це­лей. Рассмотрение законопроекта перенесено на начало ноября.

По словам авторов законопроекта, он разработан для совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики. По их мнению, в основе современной рыночной экономики решающую роль играют технологии, а в первую очередь цифровые технологии, а также информация, компьютерные программы, функционирующие в информационно-телекоммуникационной сети и интеллектуальная собственность. «Информация и технологии могут распространяться и использоваться среди участников экономических отношений в рамках законной кооперации или с целью недопущения, ограничения, устранения конкуренции. На практике интенсивное развитие информационных технологий, кроме благих результатов, также приводит и к созданию «опережающих» антиконкурентных практик. В некоторых секторах новые цифровые компании заняли доминирующие позиции, значительно влияя на реальный сектор экономики. В практике ФАС России все больше примеров, как меняется структура современных рынков. Оценивая положение на рынке определённой компании, антимонопольным органам приходится учитывать такой феномен информационного сектора экономики, как сетевые эффекты», — говорят авторы документа.

По их словам, сетевые эффекты представляют собой влияние компании (которая с помощью онлайн-площадок, программ и интернета совершает сделки между продавцами и покупателями) на общие условия обращения товаров на рынке, на котором осуществляется взаимодействие: «Сетевые эффекты могут служить серьёзным препятствием для выхода на рынок. Условием выхода на рынок становится достижение определенного уровня спроса, определенного числа клиентов, сопоставимого с сетевым эффектом, достигнутым конкурентом».

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов считает, что текущая версия законопроекта не позволит достичь заявленных целей — обеспечение эффективных мер контроля в условиях современных цифровых рынков и повышение уровня защищённости прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности.

«Дело в том, что проект не учитывает специфику и все многообразие рынка электронной коммерции. В сегодняшней редакции предусмотрено регулирование только некоторых бизнес-моделей — маркетплейсов и агрегаторов — транзакционных платформ, на которых происходит прямой товарообмен между продавцами и покупателями, но абсолютно не учтено присутствие других участников рынка — поисковиков, соцсетей, мессенджеров – нетранзакционных платформ. При этом транзакционные площадки не контролируют существенную долю сделок, совершаемых интернет-пользователями, поскольку не могут влиять на распределение трафика между другими цифровыми платформами. В свою очередь, нетранзакционные платформы владеют колоссальным объёмом пользовательских данных по всему миру, что позволяет им перенаправлять трафик на любую платформу. Более того, учитывая специфику политики подписок, а также стоимость рекламных услуг на нетранзакционных площадках, сетевой эффект на нетранзакционных площадках существенно выше, чем у маркетплейсов (агрегаторов)», — объясняет Артём Соколов.

По его словам, в результате, в отличие от отечественных игроков на смежных рынках, международные ИТ-гиганты, обладающие чрезмерной рыночной властью в силу их зрелости и масштаба, возможности контролировать ключевую инфраструктуру доступа к трафику, аудитории и другим ресурсам, возможности функционировать в составе экосистем, смогут избежать ограничений, хотя именно они представляют реальную угрозу для конкуренции.

«Понятие «сетевые эффекты» не охватывает также актуальную рыночную практику — реализацию собственного товара маркетплейса на площадке. Существующие бизнес-модели маркетплейсов сложились таким образом, что площадки в разных долях реализуют собственный товар через площадку. Определив понятие «сетевой эффект» настолько узко, закон создаст дискриминирующий подход к определению доли рыночной власти участников рынка, а также необоснованному сужению анализируемого товарного рынка. Это приведет к распространению проектируемого регулирования только на несколько компаний в быстрорастущей отрасли интернет-торговли», — считает Артём Соколов.

По его словам, в целом законопроект, используя только категории «продавцов» и «покупателей» в определении сетевых эффектов и в положениях об анализе рынка, значительно сужает круг субъектов регулирования, что лишает пятый «цифровой» антимонопольный пакет той «цифровой» специфики, ради которой он инициирован.

«Отрасль интернет-торговли убеждена, что в интересах обеспечения здоровой конкурентной среды на всех цифровых рынках необходимо закрепление на законодательном уровне единого подхода к регулированию всех цифровых платформ, обеспечивающих опосредованное (через платформу) или прямое взаимодействие различных групп пользователей, помимо самой платформы, включая, но не ограничиваясь агрегаторами товаров, работ, услуг, поисковыми системами, сайтами объявлений, рекламными системами, операционными системами, магазинами приложений, социальными сетями», — заявил Артём Соколов.

 

Подробнее ComNews 

Фото Wavebreak Media / Фотобанк Лори

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ