ТПП предложила запретить возврат некоторых товаров в онлайн-торговле
Сейчас покупатели могут, например, вернуть поношенное нижнее бельё
19 августа 2024
Совет по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты предложил запретить возврат некоторых категорий товаров в онлайн-торговле. Письмо с этим предложением и просьбой «выразить мнение» в пользу изменения законодательства Совет направил начальнику управления Роспотребнадзора Олегу Прусакову.
В письме предлагается распространить перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену в офлайн-торговле, на такие же и в электронной коммерции. Предметы личной гигиены, нижнее бельё, медицинские препараты и прочие «чувствительные» категории прямо воздействуют на здоровье и тело человека, поэтому возвращать их нельзя, пишут авторы письма. Подобные изменения оградят потребителя от уже использованных и повторно поступивших в оборот товаров, говорится в письме.
По закону «О защите прав потребителей» сейчас покупатель может отказаться от любого купленного в интернете качественного товара даже без брака в течение семи дней, объясняет ведущий аналитик направления «логистика» Data Insight Сергей Семко. Он подтвердил, что в офлайне есть исключения (запрет возврата покупки) для некоторых сложных технических, продовольственных и прочих товаров, но в онлайне их нет. Eсть исключения лишь для товаров, изготовленных под покупателя по индивидуальному заказу.
Таким образом, покупатель может, например, «воспользоваться линзами для глаз или поносить нижнее бельё и сдать обратно, если они куплены через интернет», сетует Фёдоров. «Или купить дорогой шампунь, вылить себе в банку, а во флакон залить воду с мылом и сдать назад. Это реальные истории», — рассказывает он.
Ozon даёт возможность вернуть товары без брака в течение 30 дней, Wildberries — в течение 14 дней, следует из правил платформ. В Wildberries есть и невозвратные категории — парфюмерно-косметические товары, постельное бельё, предметы личной гигиены и прочее, подтвердил представитель компании. Но их можно вернуть, обратившись в чат с продавцом. Также после оформления заказа нельзя отказаться от скоропортящихся продуктов и вещей, которые не подлежат возврату из-за требований безопасности или санитарных стандартов.
Но это всё собственные правила площадок. Согласно потребительскому законодательству, покупатель должен иметь возможность в течение семи дней вернуть любой товар, купленный онлайн, подтверждает представитель маркетплейса. У Ozon невозвратными считаются только товары, выполненные по индивидуальному заказу, карты «Ozon банка» и цифровые товары.
В Wildberries поддерживают инициативу ТПП РФ по введению перечня невозвратных товаров для дистанционной торговли. Это позволит снизить риски возврата в оборот бывших в употреблении товаров, которые теряют свою функциональность или повторное использование которых может создавать риски для здоровья покупателей.
С предложением не согласились в организации «Общественная потребительская инициатива». В дистанционной торговле до получения товара не всегда возможно ознакомиться с ним и понять, соответствует ли он заявленному на сайте / в приложении описанию и подходит ли он ему, отмечает председатель организации Олег Павлов. По его словам, именно поэтому законодатель запретил применять для интернет-торговли какие-либо перечни товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату.
«Несмотря на это, некоторые недобросовестные компании неправомерно ограничивают соответствующее право потребителей. Особенно массово такую практику применяет маркетплейс Wildberries, произвольно определяя, какие неподошедшие товары потребитель может вернуть, а какие — нет», — утверждает Павлов. Он напоминает, что из-за действующего моратория на проверки привлечь компанию к ответственности за подобное нарушение практически невозможно.
Организация считает «неправильным» распространение перечней невозвратных товаров, применяемых в офлайне, на онлайн-торговлю. Вместо этого Павлов предлагает уточнить нормативные требования к состоянию неподошедших товаров: они не должны иметь следов эксплуатации и утраты товарного вида — нарушения целостности упаковки, царапин, потёртостей, загрязнений и т.п.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считают, что если и корректировать текущее законодательство, то только в части применения перечня невозвратных товаров в момент получения заказов в пункте выдачи заказов (ПВЗ). «Там у покупателя есть возможность ознакомиться с товаром и убедиться, что он надлежащего качества, более того, весь процесс в ПВЗ происходит под камерами», — объяснил «Ведомостям» президент АКИТ Артём Соколов.
Г-н Семко относится к предложению о введении невозвратных категорий «неоднозначно». «Как потребители мы, конечно, выступаем против ограничения своих прав. Вместе с тем для многих продавцов возвраты в невозвратных категориях — огромная проблема», — рассуждает аналитик. Он предложил вынести вопрос на обсуждение между маркетплейсами, продавцами, экспертами, инициаторами предложения и представителями потребителей, а результат компромисса зафиксировать законодательно.
Источник Ведомости
Фото: Юрий Поздников / Фотобанк Лори
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ