Рынок интернет-торговли в Российской Федерации является одним из самых динамично развивающихся и составляет существенную долю цифровой экономики России. По результатам 2018 года оборот электронной торговли превысил 1,657 трлн рублей. Таким образом, с целью развития инвестиционного климата в Российской Федерации Ассоциация компаний Интернет-торговли (далее – АКИТ) обращается к Вам по серьезной проблеме неравных условий ведения деятельности, сложившихся сегодня между национальными и зарубежными интернет-площадками, реализующими потребительские товары населению России.

Компании, ведущие деятельность на территории Российской Федерации через юридическое лицо, зарегистрированное в России, обязаны уплачивать НДС (при импорте или при производстве\реализации товара), таможенные пошлины при импорте товаров в Россию, сертифицировать продукцию, применять контрольно-кассовую технику, обеспечивать товар гарантийным обслуживанием и т.д., в то время, как иностранные интернет-магазины, работающие по трансграничной бизнес-модели (реализация товаров из-за границы), юридически и фактически освобождены от всех вышеперечисленных обязательств.

Использование крупнейшими зарубежными площадками из Китая, Европы и США существующих пробелов в правовом регулировании, привело к увеличению доли трансграничной торговли в общем объеме e-commerce в РФ с 8% в 2010 году до 30,4% в 2018 году.

Таким образом, крупные мультинациональные зарубежные интернет-площадки, и иностранные производители, реализующие потребительские товары населению России, находятся в привилегированном положении, а национальный сектор интернет-торговли, создающий рабочие места и обеспечивающий налоговую базу Российской Федерации, ежегодно теряет долю рынка. Текущие привилегированные условия для развития безналоговой торговли привели к тому, что за последнее время ряд крупных интернет-компаний полностью вывели свой бизнес из России и перестроились на трансграничную модель торговли.

Не смотря на решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», предусматривающее поэтапное изменение нормы беспошлинного ввоза к 2020 году до 200 евро на одну посылку, вопрос установления равных конкурентных условий ведения деятельности остается нерешенным, поскольку:

– сохраняется преференционный режим для всех товаров стоимостью ниже 200 евро (98% всех входящих посылок);

– покупки на зарубежных площадках продолжают квалифицироваться как «товары для личного пользования».

За последние 6 лет входящий поток посылок вырос в 11 раз и в 2018 году составил 380 млн ед. входящих международных почтовых отправлений с товарными вложениями: 92% – из Китая, 3% – из стран Евросоюза, 2% – из США.

Основными статьями расходов в электронной торговле для российских граждан являются одежда, обувь, бытовая техника и электроника, – именно те категории, в отношении которых в настоящее время запущен процесс импортозамещения. На их долю приходится около 54% на внутреннем рынке электронной коммерции и около 61% зарубежных покупок.

С похожими ситуациями столкнулись во многих развитых странах мира. В результате в Китае в 2016 году каждое входящее почтовое B2C отправление считается коммерческим импортом и подлежит обложению 17% НДС и налогом на потребление, размер которого зависит от категории товара (до 60%). В странах Евросоюза с 2021 года B2C импорт приравнен к внешнеэкономической деятельности, и весь входящий товаропоток в посылках облагается НДС и таможенными пошлинами, в случае превышения установленного стоимостного лимита. Так, согласно Директиве Европейского Союза, государства-члены Европейского Союза обязаны привести локальное законодательство в соответствие с указанными изменениями не позднее 31 декабря 2020 года.

Кроме того, во всех странах мира покупки на зарубежных интернет-площадках не включаются в категорию «товаров для личного пользования», а расцениваются как коммерческий ввоз товаров, в отношении которых должны быть уплачены все необходимые государственные платежи, вне зависимости от последующего использования: в личных целях или для перепродажи.

Президентом Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость решения данного вопроса (Пр-168 п.2 от 29.01.2016; Пр-2147 п.1б от 05.11.2016; Пр-1604 п.1 от 17.08.2017), однако данные ранее поручения до настоящего времени не выполнены.

С целью сохранения внутреннего рынка и выравнивания условий работы российских и зарубежных компаний представляется необходимым:

– признать, что трансграничная торговля является формой внешнеэкономической деятельности;

– исключить товары, приобретаемые через канал интернет-торговли, из категории «товары для личного пользования»;

– осуществлять администрирование входящего товаропотока через механизм уполномоченного оператора.

Такой подход позволит выровнять конкурентные условия, обеспечить полный контроль за движением денежных средств, уплатой необходимых платежей в бюджет и даст возможность российским площадкам включать все необходимые платежи изначально в цену товара – что позволит сделать переход на новые правила незаметным для потребителей.

Необходимо отметить, что при исключении возможности беспошлинного ввоза, перетекания почтового трафика в другие страны в данном случае не произойдёт, поскольку это повлечет увеличение логистических издержек, а также не позволит обеспечить стабильный и легальный канал поставок (система трэкинга) – что неприемлемо для крупных авторитетных площадок.

Презентация АКИТ по трансграничной торговле

Поделитесь с друзьями и коллегами!