Правила предустановки отечественных приложений

Игроки рынка считают, что это повлияет на здоровую конкуренцию

22 сентября 2021

Игроки российского рынка интернет-торговли пожаловались на правила предустановки отечественных приложений на гаджеты. Соответствующее письмо АКИТ (Ассоциация компаний, формирующих более 60% объёма российского рынка интернет-торговли) направила зампреду правительства Дмитрию Чернышенко.
С апреля на всех гаджетах, ввезённых в Россию, производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Перечень программ определяет Минцифры. Сейчас правительство рассматривает постановление, которое сделает обязательным предварительную установку программ для приобретения товаров дистанционным способом (с маркетплейсов). Производители будут предустанавливать приложение единственной компании (или двух компаний, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%).
«Проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создаёт искусственные преференции отдельному игроку», — считают в АКИТ.
В ассоциации отметили, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-торговли в России составляет не более 14%. Приложения зарубежных интернет-магазинов предустанавливаются на коммерческой основе, а не на безвозмездной. В АКИТ указали, что постановление таким образом не решает свою ключевую задачу — поддержку российских компаний в борьбе с иностранными конкурентами, а только играет на руку конкретному маркетплейсу. «Предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме.
АКИТ уточнила, что затраты на коммерческую предустановку одного приложения на 32,5 млн устройств, ежегодно продаваемых в России, могут составлять свыше 1,6–2,2 млрд руб. при цене предустановки одного приложения на одно устройство от €0,6 до €0,8.
Ассоциация добавила, что предустановка одного или двух маркетплейсов нивелирует инвестиции других игроков рынка в повышение качества сервиса и развитие инфраструктуры.
«Хотелось бы отметить, что предустановка уже привела к искажению конкуренции на рынке интернет-торговли. Так, компании, получившие право на предустановку своих приложений, предустанавливают «супераппы», содержащие функции других сегментов рынка, таким образом получая необоснованные преимущества. Текущий проект постановления ещё больше может усугубить дисбаланс в конкуренции, в том числе между интернет-магазинами», — резюмировала АКИТ.
Подробнее на РБК

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ