Российский ритейл отмечает взрывной рост оплаты через СБП

СБП может стать полноценной альтернативой эквайрингу?

15 ноября 2021

По данным АКИТ, сумма покупок в ритейле как в физической рознице, так и в интернет-магазинах, которые были оплачены через СБП за 9 месяцев 2021 года, составила 26,1 млрд рублей, тогда как в январе она была на отметке 0,838 млрд рублей. То есть объём платежей увеличивался месяц к месяцу на 17-40% и показал взрывной рост в сентябре — на 107%, обеспечив пятую часть всего объёма, что составило 6,98 млрд рублей. В октябре рост продолжился и составил 49%.
- Сфере e-commerce проще адаптироваться к новым технологиям, и онлайн-ритейлеры одними из первых “примерили” СБП,сказал президент АКИТ Артём Соколов. — Да, вначале компаниям приходилось дополнительно стимулировать сотрудников, например, выдавать бонусы к зарплате за каждого покупателя, оформившего покупку с помощью СБП, а также клиентов через собственные программы лояльности: различные промоакции и кэшбэк.
По его словам, видно, что технология, позволяющая совершить оплату сразу после открытия банковского приложения, уже прочно вошла в рынок.
- Покупатели смогли оценить удобство и безопасность таких платежей, а ритейлеры существенно сократили издержки, — добавил Соколов. — Уверен, что со временем такой способ оплаты, а возможно и новые некарточные формы расчёта станут полноценной заменой дорогого эквайринга.
Тарифы Системы Быстрых Платежей (СБП) составляют 0,4-0,7% в зависимости от типа бизнеса и категории товаров, а стоимость банковского эквайринга — 2-2,5%, при этом у интернет-компаний может доходить и до 3%.
- Платежи через СБП мы начали активно внедрять с августа этого года, — сообщил финансовый директор сети «Эконика» Эдуард Реутский. — Подключили все салоны Москвы и регионы и сразу поняли, очень важна мотивация кассиров и продавцов, для чего провели обучение, разработали скрипты и запустили конкурс для персонала с мотивацией за оплаты по СПБ. Он добавил, что сегодня у всех клиентов с мобильным приложением любого банка, доступна оплата через СБП по QR-коду.
- Поэтому они спокойно относятся к таким предложениям и оплачивают покупки новым способом — если в августе доля оплат по СПБ у нас в выручке составляла 0,67%, то при активном продвижении услуги уже в октябре этот показатель составил 3,79%. Компания планирует до конца года довести этот показатель до 7%, хотя в некоторых салонах платежи по СПБ достигают 20%. - Мы сознательно не идём на скидки клиентам по оплатам через СБП, делая ставку на консультантов и их умение донести информацию, — отметил Эдуард Реутский. — Планируем в дальнейшем встраивать этот сценарий оплаты в собственное мобильное приложение, что позволит сократить время обслуживания по сравнению со сценарием считывания QR-кода.
В свою очередь, заместитель финансового директора «Ситилинк» Дмитрий Болотов сказал, что СБП – это выгодный инструмент как для ритейла, так и для клиентов, потому что процесс оплаты становится более комфортным, чем ввод данных с платёжной карты, простой переход в приложение банка значительно ускоряет процесс оплаты.
- Внедрение оплат через СБП положительно влияет на рост числа покупок и количество онлайн-платежей, так как покупатели не откладывают заказ до более удобного момента, — отметил он. — Для нас главные преимущества услуги заключаются в её выгодной стоимости, скорости зачисления денежных средств на наш расчётный счёт и удобстве для клиентов нашей сети.
Финансовый директор Melon Fashion Group Наталия Самутичева рассказала, что запуск проекта СБП состоялся в компании в 2020 году и за это время показал серьёзные результаты — в 2021 году доля платежей составила 6%.
- В следующем году планируем значительно улучшить этот показатель за счёт обновлённых программ лояльности для покупателей и мотивации персонала, — рассказала она. — Несмотря на удобство решения, быстрому росту доли СБП мешают следующие факторы: отсутствие интернета в некоторых торговых точках из-за технических проблем в ТЦ или у провайдеров, а также длительный процесс оплаты для покупателей.
В то же время у проекта множество плюсов: для компании – низкий тариф и моментальное зачисление средств на счёт, а для клиентов – безопасный способ оплаты покупки без использования пластиковых банковских карт и наличных денежных средств.
Сегодня система быстрых платежей доступна как в собственных розничных магазинах Melon Fashion Group, так и в интернет-магазинах брендов компании, подчеркнула Наталия Самутичева.
«Связной» также одним из первых на рынке реализовал возможность оплаты покупок с помощью динамических QR-кодов с использованием СБП в августе прошлого года совместно с Росбанком, сообщил старший вице-президент по финансам компании «Связной» Дмитрий Гульцев.
Одним из главных преимуществ СБП является работа системы в режиме 24 на 7 с мгновенным зачислением средств, что, несомненно, позволяет “Связному” повысить уровень сервиса и привлекательность безналичных расчётов для покупателей
По словам Гульцева, в данный момент оплата по QR-коду реализована во всех магазинах «Связной», в мобильном приложении и на сайте компании, а количество покупок, оплаченных через СБП в онлайн-канале компании в III квартале 2021 на 245% больше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом объём платежей увеличился на 452%.
- Мы видим большой потенциал для развития платежей через СБП в будущем, — сказал Дмитрий Гульцев. — Плюсы оплаты через QR очевидны как для клиента – безопасность и комфорт, так и для бизнеса – экономия на издержках.
К СБП сейчас подключены в России 60 банков, в числе которых все системно значимые и более 220 тысяч сервисных предприятий.
Источник Retail&Loyalty

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ