Рост онлайн-торговли в России в первом полугодии 2023 года

Объёмы продаж за январь-июнь увеличились на 20% по сравнению с первым полугодием прошлого года

9 августа 2023

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечает, что одной из самых заметных тенденций в онлайн-торговле в первом полугодии 2023 года при общем росте продаж стало усиление роли регионов.

Объём продаж интернет-торговли России за первые шесть месяцев 2023 года составил 2,7 трлн рублей – это на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы 97,2% составляют покупки в российских компаниях интернет-торговли, трансграничный рынок сократился до 2,8% в объёме продаж (4,5% в 2022 г.).

Доля e-commerce в общем объёме розничных продаж увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20% и составляет сейчас 12,7%.

Изменения произошли в рейтинге топ-10 самых активных в интернет-торговле регионов, которые обеспечивают сейчас 52% от всех покупок в интернете. По сравнению с первым полугодием 2022 года заметно снизилась доля первой тройки. Москва традиционно на первом месте в рейтинге, однако в общем объёме продаж на неё сейчас приходится 18,4%, год назад этот показатель составлял 20,4%. Далее в рейтинге Московская область – 9,2% (10,7% в первом полугодии 2022 г.); Санкт-Петербург – 6,2% (7,3% в первом полугодии 2022). Почти во всех остальных регионах эта доля увеличилась: Краснодарский край – 4,9% (4,4%), Ростовская область – 2,9% (2,5%), Свердловская область – 2,6% (без изменений); Нижегородская область – 2,2% (2,1%), Самарская область и республика Татарстан – 2,0% (увеличились показатели Татарстана). Единственный регион из первой десятки, который снизил долю – Красноярский край: 1,8% сейчас и 2,1% в первом полугодии 2022 года.

Президент АКИТ Артём Соколов: «Очевидно, что эта тенденция на увеличение роли регионов в сфере e-commerce, которая наметилась еще в 2020 году, будет становиться еще заметнее. И дело здесь не только в привычках россиян, возможности быстро находить нужный товар и сравнивать цены, которые обеспечивает интернет-торговля. Сами компании онлайн-ритейла всё активнее осваивают регионы – по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше, чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса – эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян».

Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений. По-прежнему в топ-5 интернет-торговли входят: «цифровая и бытовая техника» – на неё россияне потратили в интернете 522,5 млрд рублей, её доля в общем объёме продаж – 19,1%, «мебель и товары для дома» – 459 млрд рублей, 16,8%; «одежда и обувь» – 427 млрд рублей, 15,6%; «продукты питания» — 349 млрд рублей, 12,7%, «товары для красоты и здоровья» – 225,5 млрд рублей, 8,2%.

Ранее на топ-5 товаров приходилось более 75% всех покупок, — сейчас 72%. Рост продаж отмечается и в других категориях, наиболее заметный: «инструменты» – от 30% до 60%, «товары для творчества» – от 30% до 80%, «ювелирные изделия» – в среднем 35%, «спорттовары» – в среднем 30%, а также «аптеки». В этой категории рост был неравномерным – пиковые показатели пришлись на апрель-май: +104% и 99% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Источник АКИТ

Фото: Лозовая Людмила / Фотобанк Лори

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ